Жизнеописание свщн. Владимира Хираско

Portret sv Vladimir Hirasko

ДНИ ПАМЯТИ:

3-ая неделя по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Белорусских святых

7 февраля ( в слу­чае сов­па­де­ния это­го чис­ла с вос­крес­ным днем; в пред­ше­ству­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день, ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от по­не­дель­ни­ка до сре­ды; в по­сле­ду­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день, ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от чет­вер­га до суб­бо­ты) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

24 января  (11 января ст.ст.) (не переходящая) – День памяти свщн. Владимира Хираско

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Собор Казанской Божией Матери, Первая гимназия, костел Петра и Павла

Собор Казанской Божией Матери, Первая гимназия, костел Петра и Павла

Священномученик Вла­ди­мир ро­дил­ся 11 ян­ва­ря 1874 го­да в го­ро­де Каменец-Подольске Подольской гу­бер­нии  Российской империи (на данный момент город в Хмельницкой области Украины, административный центр Каменец-Подольского района) в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Гри­го­рия Хи­рас­ко. В 1884 году поступает в Каменецко-Подольское 4-х классное духовное училище. В училище о. Владимир учился не очень успешно. В 1890 поступает в Подольскую Духовную семинарию. Начинает учебу не очень удачно, но далее учится все лучше и оканчивает Первым(лучшим) учеником духовную семинарию. Во время учебы в семинарии состоял в Свято-Иоанно-Богословском братстве. В древнехранилище Комитета Духовной семинарии Владимиром Хираско были подарены две серебряные монеты польские 1683 г. и 1754 г., медные — шведские 1666 г. , французская Людовика 16 и русские 1758 и 1771 гг.

Окружный судъ и Духовная семинария

Окружной суд (слева) , духовная семинария (справа и за ней ), храм Иоанна-Предтечи

Семинарию молодой учитель окончил отлично, получив звание студента, которое считалось почетным и давало право поступать в Духовную Академию. Но по этой стезе Владимир не пошел, а направился в деревню. Здесь он зарекомендовал себя способным оратором и хорошим педагогом. Сначала в Киевецкой церковно-приходской школе Минского уезда, затем с 25 января 1897 года был переведен в  Туровскую двухклассную церковно-приходскую школу Мозырского уезда.

На учительское место в церковно-приходскую школу по Мозырскому уезду в женское отделение  Туровской школы, также была назначена Мария Хираско (жена о. Владимира).

Vladimir hirasko v molodosti

Владимир Хираско в молодости

В 1899 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Воз­не­се­ния Гос­под­ня в се­ле Омель­но Игу­мен­ско­го уез­да (сейчас Пуховичский район) 2 -го благочиния Мин­ской гу­бер­нии. Кроме церковных служб продолжал преподавать Закон Божий. Уроки Закона Божия особенно привлекали к себе этого священника, он старался донести до деревенских детей свет веры Христовой. В Омельно действовало народное училище, в соседней деревне Синча — церковно-приходская школа. О.Владимир самоотверженно работал в обоих учебных заведениях. С 1901 года избран в состав церковно-приходских попечительств Омельнянской церкви. В 1902 награжден архипастырским благословением за особое отношение к церковно-школьному делу со внесением о сем в формулярные о службе их списки. В 1904 году избран в состав церковно-приходских попечительств Омельнянской церкви председателем.  19 Января 1906 года о. Владимир награжден Медалью Красного Креста в память участия в деятельности Российского общества Красного Креста во время русско-японской войны 1904-1905 г. А 2 мая 1906  согласно прошению о. Владимир священник Омельнянской церкви Игуменского уезда перемещен к Юревичской церкви того же уезда.

Vladimir hirasko s genoj

Владимир Хираско с супругой Марией Титовной

4 декабря 1906 года награжден за заслуги по церковно-школьному делу СКУФЬЕЮ. В 1907 году числится в списке лиц внесших пожертвования по усилению Военного Флота в сумме 50 коп. За деятельность в 1908-1909 годы от Минского   Епархиального Училищного совета объявлена благодарность заведующему домашними школами грамоты Петровичской, Юрьевского прихода священнику Владимиру Хираско.

Когда в 1911 году о.Владимира переводили в Минск, жители Юревич плакали и не хотели его отпускать. Перед отъездом он произнес очень теплое, искреннее слово. Подготовленный им детский хор спел любимому батюшке на прощание несколько духовных песнопений…

Отец Вла­ди­мир был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» в Мин­ске. Храм был по­стро­ен при учи­ли­ще сле­пых.

Надо упомянуть также историю создания училища слепых в Минске. С которым о. Владимир был очень тесно связан. Еще в 1886 году И.У. Зданович предложил Минскому уполномоченному попечительства о слепых свой труд по учреждению в г.Минске училища, но оказалось, что в Главное попечительство как раз до его запроса о желательности учредить в одном из городов Северо-Западного края училище слепых, был послан раньше доклад о полной невозможности основать в г.Минске такое училище. Но то, что подчас кажется невозможным, при известной настойчивости является вполне осуществимым. Не найдя сторонников своей идеи в Минске, Зданович, через посредство бывшей начальницы Минского женского духовного учи­лища С.Д. Арсеньевой, получает доступ к самому К.К. Гроту, перво­му и главному организатору дела призрения слепых в России. Грот одобрил намерения Ивана Устиновича.

26 января 1897 года в Минске, на Петербургской улице в доме Ревенского было нанято под училище слепых помещение. В доме Ревенского приют слепых проквартировал очень недолго и переместился в дом Фроцкой на Богадельной улице. Здесь 26 сентября 1897 г. состоялось торжественное открытие училища. Среди почетных участ­ников торжества находились преосвященный Симеон, совершивший молебствие, и тогдашний начальник губернии князь Н.Н.Трубецкой. 1 сентября 1900 года училище перешло в собственный дом, переменивши за 2-х летнее свое существование 5 квартир. С этой поры Зданович активно, с большой энергией принимается за обустройство училища.

Оказание финансовой помощи, строительство, ор­ганизация учебно-воспитательного процесса — все это происходило под руководством и при активном личное участии Здановича. Планировка дорожек, посадка деревьев ocyществлялись только no эскизам Здановича, а его собственный распорядок внутренней жизни училища создавался после тщательного изучения порядков в Петербургском Александро-Mapиинском училище слепых, для чего лица, пристав­ленные к воспитательному делу училища, получили обязательную командировку в Петербург, в Александро-Мариинское училище.

Рабочий день минского училища начинался в 7.30. После обычной утренней молитвы воспитанники пили чай, а в девять часов начинался первый урок: школьники шли на грамоту, а ремесленники в мастерские. В 12 часов утренний урок заканчивался и был обед. Послеобеденное время до 14 часов посвящалось отдыху. С 14 до 16 часов шел второй урок. В 16 часов давался чай и до 17.30 воспитанники отдыхали. 17.30-19.30 — третий урок, причем на этом уроке все воспи­танники, без исключения, должны были заниматься ремеслом в мастерских. В 19.30 — ужин, после него до девяти часов вечера при­ватное времяпровождение — обычно дежурный воспитатель чи­тает книгу, не имеющуюся в брайлевской печати. В 21 час — молитва на сон грядущий и воспитанники располагались ко сну. Программа обучения содержала: Закон Божий, русский язык, арифметику, историю, географию и зоологию. Много внимания уделялось пению. Но основное, чему учили детей, было ремесло. Со временем труд учащихся начал давать училищу весомую прибыль. Дети плели корзины, делали мебель, набирали щетки и уже не только удовлетворяли частные заказы, но и выполняли государственные заказы, с успехом выдерживая конкуренцию местных зрячих ремес­ленников. «Дай Бог, чтоб дело воспитания слепых в Минске пошло бы по пути совершенства в глубокую даль грядущих годов,» — мечтали организаторы училища.

Prot Dmitrij Pavskij

Священномученик протоиерей Дмитрий Павский

В 1907 г. при училище трудами минского врача И.И. Здановича была построена церковь, которую освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Первым ее настоятелем стал протоиерей Дмитрий Павский, который также пострадал за веру, был расстрелян и прославлен в лике свщенномучеников и исповедников Минской епархии.

В 1911 на священника Скорбященской церкви при училище слепых о.Владимира возложены обязанности делопроизводителя и казначея Минского Епархиального Попечительства и вспомогательной кассе духовенства Минской епархии. 11 декабря 1911 упоминается в переменах по епархиальной службе, о.Владимир утвержден депутатом на окружной училищный съезд духовенства от духовенства церквей г. Минска (кандидатом). С 1912 О. Владимир был законоучителем в частной мужской гимназии (ул. Скобелевской и Магазинная улица, дом Подвального). Состоял в Епархиальном Попечительстве о бедных духовного звания казначеем и делопроизводителем. В училище слепых детей Попечительства ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ о слепых (Захарьевская улица, дом училища), также работал законоучителем. Произносил проповеди согласно расписанию очередного проповедования священнослужителями в Кафедральном соборе в воскресенье, праздничные, высокоторжественные дни, где-то 2-3 раза в год. Наибольшую известность отец Владимир приобрел благодаря своему самоотверженному служению слепым детям. Он учил невидящих детей основам православной веры, но, главное, согревал их своим человеческим теплом, помогая им принимать свою болезнь смиренно и сохранять бодрость духа несмотря на все трудности «незрячей» жизни. Проблемы «незрячих» были близки отцу Владимиру — он и сам имел проблемы со зрением, и позже, в заключении, окончательно ослеп.

В 1912 году упоминается в списках воспитаниц Минского Женского Училища Любовь Хираско (дочь о. Владимира), что она переводится в 3 класс по 1 разряду.

В 1913 году Награжден Святейшим Синодом  — Благословением Святейшего Синода священник Владимир Хираско настоятель Скорбященской церкви училища всех слепых. 11 февраля 1913 года Депутаты Минского епархиального съезда духовенства производили выборы членов Правления Семинарии большинством голосов было избрано несколько священников в том числе и о. Владимир. 13 февраля 1913 года Депутаты минского епархиального съезда духовенства по епархиальному общежитию постановили назначить в комитет по заведыванию зданием и имуществом общежития нескольких священников в том числе и о. Владимира. С 1914 года о. Владимир стал членом Минского Отдела Имераторского Палестинского Общества. Жертвовал на нужды войны в частности через Свято-Николаевское братство 11 р. 6 мая 1914 Награжден Святейшим Синодом к дню Рождения Его Императорского Величества КАМИЛАВКАЮ. 20 декабря 1914 Постановили депутаты минского епархиального съезда избрать в комитет по заведыванию винным складом о. Владимира, также избран членом предсъездной комиссии будущего епархиального съезда. С 1915 года также становится законоучителем в Ведомстве учреждений императрицы Марии Мариинской Женской Гимназии (Подгорная улица дом 37).  В 1915 году  указано что о. Владимир был принят в Свято-Николаевское Народное Братство наряду с вице-губернатором Астафьевым Н.А., настоятелем кафедрального собора о. Дмитрием Павским и священником из Кладбищенской церкви Сущинским. 12 августа 1915 священник Скорбященской церкви Минского Училища слепых Владимир Хираско епископом назначен настоятелем Казанской Привокзальной церкви г. Минска.

Carkva-Kazanskaj-BM3

Храм в честь Казанской иконы БМ или в простонародье храм железнодорожников

10 ноября 1916 в Храмовый праздник Казанской БМ. О. Владимир упоминается как настоятель Казанского храма железнодорожников, участвует в праздничном богослужении с епископом, протоиереем Дмитрием Павским. И произносит пламенную речь Владыке.

С 1917 был также законоучителем в Серебрянском смешанном приходском училище.

24 ноября 1917 состоялось чествование о. Василия  в честь 35 летнего служения . О. Владимир поздравлял и произнес поздравительную речь.

Воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В первый раз протоиерей Владимир Хираско был арестован революционной властью в 1919 году за мнимую связь с эсерами, но вскоре был освобожден за недоказанностью вины. Второй раз отец Владимир был арестован при польской оккупации Минска — на этот раз, за то, что прятал у себя большевиков… А 29 декабря 1925 года священник был арестован в третий раз — теперь уже снова большевиками, формально — по обвинению в связи с польским консульством (то есть в шпионаже), а на самом деле  — за связь с митрополитом Мелхиседеком (Паевским).

Митрополит Мелхисидек (Паевский)

Митрополит Мелхисидек (Паевский)

Отец Владимир действительно хорошо знал владыку Мелхисидека, митрополита Минского и Туровского. Владыка пользовался в Белоруссии большим авторитетом. Во многом благодаря его усилиям в Белоруссии успехи обновленцев были гораздо более скромными, нежели в Центральной России — можно сказать, обновленческий раскол практически не коснулся Минской епархии. Естественно, что большевиков такой популярный православный владыка не мог не раздражать.

Опасаясь народного возмущения, чекисты не решились арестовать владыку Мелхисидека в Минске и вызвали его в Москву. Там, во время допроса в комендатуре ГПУ он и был арестован за неделю до ареста отца Владимира — 22 декабря 1925 года. Известно, что отец Владимир публично заступился за арестованного владыку, что послужило поводом для ареста самого священника.

В дальнейшем владыка Мелхисидек проходил по делу митрополита Петра (Полянского). С владыкой «работал» лично Тучков. Чекистам удалось запутать митрополита Мелхисидека и, находясь в тюрьме, он согласился примкнуть к григорианскому расколу. В результате в апреле 1926 года владыка Мелхиседек был отпущен под подписку о невыезде из Москвы.

Что касается отца Владимира Хираско, то дело о связях с польским консульством не состоялось, однако священник все равно был осужден.

Vladimir Hirasko semya

Священник Владимир Хираско с женой и детьми.

Матушка о. Владимира — Мария Титовна — осталась одна с пятью детьми несовершеннолетнего возраста. Она пыталась добиться освобождения мужа, писала в ОГПУ, но безрезультатно.

Отец Владимир был примерным семьянином. В семье священника были сын и четыре дочери. Известно, что его единственный сын Виктор вступил в комсомол и умер в юношеском возрасте от тифа, старшие дочери Валентина и Любовь стали впоследствии учительницами, младшая дочь Юлия — балериной.

 В заключении о. Владимир встретил Светлое Рождество Христово. Стараясь поддержать его, верующие направили ему несколько писем. Из них видно, какой любовью и уважением он пользовался у своих прихожан. Вот некоторые выдержки: «Вы­со­ко­ува­жа­е­мый отец наш ду­хов­ный Вла­ди­мир! По­здрав­ля­ем Вас с празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва!.. на­шлись и та­кие лю­ди, ко­то­рые по­счи­та­ли Вас пре­ступ­ни­ком и уже аре­сто­ва­ли Вас и по­са­ди­ли в тюрь­му за ту свя­тую прав­ду, ко­то­рой ве­лел сле­до­вать Сам Иисус Хри­стос. Ра­зу­ме­ет­ся, это уже дав­но из­вест­но, что ложь прав­ду ди­ко нена­ви­дит. Так по­сту­пал в Виф­ле­е­ме Ирод, из­бив­ший че­тыр­на­дцать ты­сяч мла­ден­цев для то­го, чтобы уни­что­жить прав­ду, а прав­да оста­лась жить, и бу­дет жить. Так и те­перь по­сту­па­ют со­сто­я­щие во вла­сти ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные без­бож­ни­ки… Они счи­та­ют Иису­са Хри­ста пре­ступ­ни­ком, идут по сто­пам Иро­да, Иуды-пре­да­те­ля и всех тех раз­бой­ни­ков, ко­то­рые уби­ва­ли Хри­ста… До­ро­гой, ми­лый наш пас­тырь! В се­го­дняш­ний тор­же­ствен­ный день Рож­де­ства Хри­сто­ва мы не в со­сто­я­нии Вас ви­деть… как нам боль­но, как обид­но, как неволь­но сле­зы льют­ся из на­ших глаз за Ва­ше неза­слу­жен­ное стра­да­ние…» «До­ро­гой отец Вла­ди­мир! По­здрав­ля­ем Вас с празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва! Дай Бог Вам все­го луч­ше­го. Где Бог – там лю­бовь, а где лю­бовь – там сча­стье и ра­дость во­ве­ки. Ми­лый наш ба­тюш­ка, Вас му­ча­ют за ве­ру хри­сти­ан­скую. Мы не мо­жем ни спать, ни есть по слу­чаю Ва­ше­го му­че­ния…»

Сле­до­ва­те­ли, най­дя эти пись­ма, по­тре­бо­ва­ли от свя­щен­ни­ка, чтобы он на­звал име­на пи­сав­ших, но отец Вла­ди­мир ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся. В мар­те 1926 го­да он был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки, ко­то­рую был от­прав­лен от­бы­вать в го­род Орел. Вес­ной 1929 го­да он вер­нул­ся в Минск и стал слу­жить в той же церк­ви. Вско­ре в га­зе­те «Ра­бо­чий» по­яви­лась ста­тья, в ко­то­рой отец Вла­ди­мир об­ви­нял­ся в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.

«В церквях железнодорожников и слепых попы ведут контрреволюционную агитацию, — гласила анонимка, — они устраивают там встречи и проводы врагов диктатуры пролетариата. Железнодорожники и рабочие Минского стеклозавода „Пролетарий“ уже давно настойчиво требуют передачи этих церквей под клубы. Не пора ли выполнить эти законные и целесообразные требования минских рабочих? Мы твердо надеемся, что соответствующие органы и учреждения примут во внимание все здесь рассказанное и сделают нужные выводы».

26 мар­та 1929 го­да после этой публикации отца Владимира обвинили в «контрреволюционной агитации» и снова арестовали, .

Vladimir hirasko tyremnoe fotoДа­вая по­ка­за­ния на след­ствии, он ска­зал: «В го­род Минск из Ор­ла я воз­вра­тил­ся во втор­ник 12 мар­та… в пер­вый раз бо­го­слу­же­ние со­вер­шил в суб­бо­ту 17 мар­та. Ни­ка­ких встреч и при­вет­ствий ни­кто мне не устра­и­вал. Я же сам об­ра­тил­ся с при­вет­стви­ем к сво­им при­хо­жа­нам, в ко­то­ром го­во­рил, что с ра­до­стью встре­ча­юсь с ни­ми и бла­го­да­рю Бо­га за то, что неиз­беж­ные в жиз­ни каж­до­го че­ло­ве­ка го­ре­сти и тя­го­ты ве­ра в Бо­га по­мог­ла мне пе­ре­не­сти и что эта ве­ра мо­жет об­лег­чить тя­го­ты жиз­ни каж­до­го из хри­сти­ан, и по­то­му сле­ду­ет быть твер­дым в ве­ре. На дру­гой день, в вос­кре­се­нье, мною бы­ла про­из­не­се­на про­по­ведь на те­му о все­про­ще­нии… эта те­ма бы­ла из­бра­на по­то­му, что тот вос­крес­ный день но­сит на­зва­ние “Про­ще­но­го вос­кре­се­нья”… В сре­ду на пер­вой неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста пе­ред при­ча­ще­ни­ем я го­во­рил при­част­ни­кам на те­му: “По­мя­ни мя, Гос­по­ди, во Цар­ствии Тво­ем”, при­зы­вая ве­ру­ю­щих лю­дей доб­рой жиз­нью дать воз­мож­ность Гос­по­ду вспом­нить из их жиз­ни хоть что-ни­будь доб­рое… В двух по­след­них мо­их ре­чах, про­из­не­сен­ных мною 24 мар­та, ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских или контр­ре­во­лю­ци­он­ных ло­зун­гов не бы­ло. В пер­вой из них про­во­ди­лась мысль о том, что тор­же­ство пра­во­сла­вия за­клю­ча­ет­ся в доб­рой хри­сти­ан­ской жиз­ни… во вто­рой ре­чи, ска­зан­ной на пас­сии, то есть служ­бе, по­свя­щен­ной вос­по­ми­на­нию стра­да­ний Хри­ста, я го­во­рил о том, что вся­ко­го ро­да стра­да­ния и ли­ше­ния в жиз­ни нуж­но пе­ре­но­сить без­ро­пот­но по при­ме­ру Хри­ста. За­кан­чи­вая свои по­ка­за­ния по по­во­ду от­ме­чен­ных в кор­ре­спон­ден­ции га­зе­ты “Ра­бо­чий” фак­тов, яко­бы сви­де­тель­ству­ю­щих о мо­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, я, соб­ствен­но го­во­ря, ду­маю, что ни­ка­ких фак­тов в этой кор­ре­спон­ден­ции не име­ет­ся…»

Читая показания о. Владимира, нельзя не обратить внимание на то, насколько спокойно переносил он испытания, выпавшие на его долю. Ни одного слова ненависти к тем, кто его арестовал; ни одного гневного вздоха, только смирение и мир в душе, будто и не находился он в ссылке, не страдал. «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (К Римл. 12, 14). В духе апостольских слов переносил наветы вражьи протоиерей Владимир Хираско. Между тем во время заключения в тюрьме у него резко ухудшилось зрение и слух. Дважды о. Владимир обращался к тюремному начальству с просьбой прислать врача, но так и не получил никакого ответа. Несмотря на болезни, отец Владимир отверг предложение следователя дать «признательные показания». «В предъявленном мне обвинении я виновным себя не признаю и к данным мною показаниям больше ничего добавить не имею», — ответил священник.

В 1929 го­ду про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хи­рас­ко был при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния в сибирских лагерях. Проживал до ареста в Минске по адресу улица Советская 9.  Из за­клю­че­ния свя­щен­ник осво­бо­дил­ся в 1932 го­ду тя­же­ло боль­ным и практически слепым. Он поселился в г. Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. Через несколько месяцев там и скончался.

Место захоронения на данный момент неизвестно.

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» при училище слепых г. Минска, где служил священномученик Владимир Хираско, была в том же 1929 году разрушена советскими властями, на ее месте был возведен Дом Правительства.

В 1999 году протоиерей Владимир Хираско был канонизирован как местночтимый святой Белорусской Православной Церкви.

В 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ по представлению Белорусского Экзархата отец Владимир был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

В Минске с 1 сентября 2015 года действует храм в честь священномученика Владимира Хираско.

Также при храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» существует молодежное братство во имя священномученика Владимира Хираско.

Сохранились записи воспоминаний людей лично знавших о. Владимира.

Вспоминает Нила Ильинична Монцеводо (1907-1998) — биохимик, научный сотрудник, автор ряда работ по биохимии и консервному производству, в годы Великой Отечественной войны активная участница Минского подполья, во время интервью — пенсионерка, инвалид I группы. Я хорошо помню отца Владимира. Мы жили сравнительно недалеко от церкви «Всех скорбящих Радосте», отец Владимир был человеком среднего возраста, худощавый, внешне напоминал облик Иисуса Христа. Запомнился взгляд его глубоких голубых глаз. Был он общительным и доброжелательным человеком, у прихожан пользовался большим авторитетом, очень любил детей. В семье отца Владимира было четыре дочери и сын. Единственный сын его умер в юношеском возрасте. Две старшие дочери Валентина и Любовь стали учительницами, дочь Юлия — балериной. Отец Владимир был настоятелем церкви «Всех скорбящих Радосте» от общины слепых, а также преподавал Закон Божий в школе для слепых. Церковь стояла там, где сейчас левое крыло Дома правительства. Это было светлое деревянное сооружение, очень изящное, с прекрасными витражами. (Запись сделана 8 ноября 1998 г., когда Н. И. Манцеводо исполнилось 86 лет).

Вспоминает Наталья Алексеевна Козлова (Сущинская) (1908-1999) — учительница биологии, методист, во время интервью пенсионерка. Когда я училась в школе, моей учительницей была Валентина Владимировна Хираско (дочь отца Владимира). Когда от тифа умер ее брат Виктор (сын отца Владимира, один из первых комсомольцев Минска), мы всем классом ходили в дом Хираско прощаться с умершим. Дом отца Владимира стоял между церковью Всех скорбящих Радосте и величественным железнодорожным собором (место между Домом правительства и пл. Мясникова). Отец Владимир был настоятелем церкви Всех скорбящих Радосте и, кроме того, часто служил в железнодорожном соборе. Это был очень добрый, умный, глубоко порядочный человек. Все его очень уважали. Я помню, что он был простым, доступным, любил детей, играл с нами в подвижные игры. Внешне походил чем-то на Иисуса Христа, может быть, глубоким, добрым взглядом голубых глаз. Запись сделана 9 мая 1994 г., когда Н. А. Козловой (Сущинской) было 86 лет.

Дети:  Валентина, Любовь, Юлия (балерина, жена бел. тенора Болотина), Ксения и Виктор. Внучки: Зоя и Алла.